«Мэри Роуз» - каракка, построенная для военного флота Генриха VIII, короля Англии в 1509-1547 гг. Корабль печально-известно затонул в проливе Те-Солент со стороны южного берега Англии 19 июля 1545 г., вероятно, в результате проникновения воды на борт через пушечные порты во время резкого поворота судна. Погиб почти весь экипаж, состоявший из пятисот человек. В 1982 г. останки каракки были подняты и помещены в Портсмутскую историческую верфь, где теперь они вместе с 19 000 артефактами предоставляют возможность посетителям получить уникальное представление о жизни в тюдоровской Англии.
Королевский флот
Генрих VIII был весьма амбициозен в своей внешней политике, возможно, даже в большей мере, чем он мог себе позволить. Помимо неоднократных наступлений на Шотландию и Францию, одним из самых значительных вкладов в английскую историю последующих столетий стал созданный Генрихом королевский военно-морской флот. Определенное количество суден король унаследовал от своего отца, Генриха VII (1485-1509 гг.), и, похоже, его мотивация возросла после таких незначительных морских побед, как битва при Шпорах против французов 16 августа 1513 г. Более того, сильный флот дал бы королю возможность контролировать Ла-Манш и, при необходимости, блокировать порты континентальной Европы. Флот Генриха строился на протяжении двух периодов: первый - до окончания 1515 г., второй - до 1540-х. По окончании своего правления, Генрих оставил наследникам завидный флот в 53 судна с укрепленной постоянной базой в Портсмуте.
Дизайн каракки
Флот Генриха включал два великих военных корабля: «Мэри Роуз», построенный в Портсмуте и спущенный на воду в 1511 г., и «Генри Грейс э'Дью» (он же «Большой Гарри»), спущенный в 1514 г. «Мэри Роуз», с длиной киля в 32 метра (105 футов), был назначен вице-флагманом Генриха, в то время как второе судно никогда не участвовало в боевых действиях, несмотря на свои внушительные размеры (1500 тонн). Первоначально «Мэри Роуз» весила 500-600 тонн, но во время крушения вес каракки составлял около 800 тонн, вследствие проведенных ремонтных работ. На протяжении совей продолжительной карьеры, каракка участвовала в битве при Сен-Матье против французов в августе 1512 г., а также во время шотландской кампании 1513 г.
«Мэри Роуз» была коротким и не особенно быстрым судном с, построенными высоко на носу и корме, баками для жилых помещений. Эти баки были необходимы для размещения большого количества морских пехотинцев на борту, поскольку военно-морская тактика по-прежнему уделяла приоритетное внимание высадке на борт как лучшему способу разгрома вражеского корабля. Соотношение длины к балке составляло всего 2: 1. Расположение мачт и 9-10 парусов было следующим: «Грот и грот-мачты имели квадратный грот и марсель, в то время как бизань и, если она была установлена, четвертая мачта (бонавентура) имели латинские паруса.» (Бичено, 337). Несмотря на устойчивость на сильном море и возможность перевозки большого количества грузов, ширина и надстройки каракк делали их тяжелыми и громоздкими во время резких маневров. Относительно недостаточная маневренность кораблей даного класса считалась приемлемым риском, учитывая, что функция Королевского флота заключалась в защите берегов Англии, а не в плавании в открытом море, как в более поздние периоды.
Ранее на кораблях было много небольших пушек, которые использовались для подрыва солдат с палубы вражеского судна рассеянным выстрелом. Однако постепенно начали появляться более крупные пушки, способные потопить вражеский корабль, пробивая дыры в его корпусах ниже или около ватерлинии. Поскольку эти более крупные пушки были слишком тяжелыми, чтобы их можно было разместить в баках, их пришлось разместить ниже в корпусе, что потребовало использования орудийных портов - окон, закрывавшихся ставнями. Орудийные порты на «Мэри Роуз» располагались примерно лишь на один метр (39 дюймов) выше ватерлинии. Пушки меньшего размера по-прежнему находились на баках, особенно на корме, поскольку их можно было использовать для стрельбы по нижней средней палубе вражеского корабля.
Таким образом, около 1535 г. «Мэри Роуз» была переоборудована в соответствии с вышеописанным принципом. Первоначально корпус был построен из клинкера (с перекрывающимися досками), а теперь был переоборудован в гладкий резной. По длине корпуса были добавлены орудийные порты, так что на корабле располагалось более 90 пушек. Эта обновленная «Мэри Роуз» - та самая версия, изображенная на известных свитках Энтони. Эти три свитка пергамента, которые сейчас хранятся в Британской библиотеке в Лондоне, содержали иллюстрации 58 английских кораблей и были подарены Генриху VIII в начале 1540-х их создателем, Энтони Энтони. Иллюстрации не всегда точны, но они дают хорошее представление о Мэри Роуз во всей ее красе.
Затопление
Во время англо-французской войны 1542-46 гг. Франциск I Франции (правление 1515-1547 гг.) послал военно-морской флот из 120-200 кораблей под командованием адмирала Клода д'Аннебо пересечь Ла-Манш и атаковать остров Уайт и, возможно, Саутгемптон. Столкнувшись с этой силой 16 июля 1545 г., английский флот из 80 кораблей отступил к Портсмуту. Затем ветер неожиданно утих, и 19 июля четыре французских корабля заняли свои позиции и застал врасплох английский флот.
«Мэри Роуз» и «Генри Грэче-а-Дьё» развернули свои пушки и попытались сразиться с более быстрыми французскими галерами в Соленте, проливе между островом Уайт и побережьем Англии. «Мэри Роуз» могла похвастаться полным комплектом экипажа и военных состоявшим из 200 моряков, 185 морских пехотинцев, 30 артиллеристов и большого количества лучников (138 длинных луков были обнаружены на затонувшем корабле). По свидетельствам очевидцев, «Мэри Роуз» произвела залп по противнику, но затем случилась катастрофа, когда английская каррака перевернулась на правый борт. Затем «Мэри Роуз» быстро затонула, на глазах у короля, наблюдавшего со своей позиции на берегу в замке Саутси. Вместе с кораблем погибло 400-500 человек, в том числе вице-адмирал сэр Джордж Кэрью. Возможно, не более 25 человек спаслись. В добавок к тому, что лишь считанные моряки умели плавать, на палубе «Мэри Роуз» были расставлены сети, чтобы загораживаться от французов. Эти сети стали смертельной ловушкой для всех, кто находился на борту.
После затопления французские войска высадились на острове Уайт, но были успешно отброшены на свои корабли английской армией. Французский флот в конце концов был вынужден вернуться домой. В результате огромных финансовых потерь и дальнейших расходов, которые принесет продолжение войны с Францией, Генрих и Тайный совет решили изменить стратегию и тайно заключить союз с Францией или Испанией. В конце концов, в июне 1546 г. был подписан мирный договор с Францией. «Мэри Роуз» не была забыта, и в конце 1540-х гг. было предпринято несколько попыток поднять ее останки. Однако корабль глубоко погрузился в мягкое илистое морское дно Те-Солента, где он и оставался в течение следующих 437 лет.
Теории о причинах затопления
Существует множество теорий относительно того, почему именно «Мэри Роуз» затонула, несмотря на ряд очевидцев, утверждающих, что она опрокинулась сама по себе при повороте. Наиболее вероятное объяснение катастрофы заключается в том, что корабль совершил слишком резкой поворот, возможно, пытаясь не сесть на мель, и что корабль, тяжелый по своей конструкции, настолько накренился, что вода хлынула в трюм через открытые орудийные порты. То, что пушечные порты были открыты, когда корабль затонул, подтверждается найденными обломками. Кроме того, направление ветра в день затопления могло еще больше оттолкнуть корабль в сторону и открыть орудийные порты навстречу морю.
Естественно, французы стремились похвастаться тем, что потопили гордость и радость Генриха. Интересно, что в корпусе корабля было обнаружено французское пушечное ядро, сделанное из гранита, что некоторые историки использовали в поддержку теории о том, что корабль был потоплен артиллерийским огнем. Другие утверждают, что гранит мог быть доставлен из Великобритании и являлся частью балласта корабля. Даже если бы корабль был продырявлен выстрелом из пушки, хлынувшая вода, скорее всего, не привела бы к столь стремительному затоплению. Однако вода, попавшая в трюм и затем дестабилизировавшая корабль, могла затем привести к тому, что он наклонился и пропустил гораздо больше воды через пушечные порты, что объясняет скорость гибели судна.
Согласно еще одной теории, научное исследование зубов 18 членов экипажа показало, что 60%, вероятно, не были англичанами. Может ли это означать, что иностранные члены экипажа не поняли приказа вовремя закрыть орудийные порты? Как всегда, в неразберихе битвы, возможно, сочетание нескольких из этих факторов привело к гибели корабля. Конечно, только уникальная цепь событий могла бы объяснить, почему у «Мэри Роуз» никогда не было проблем в предыдущие годы службы.
Операция по восстановлению
«Мэри Роуз», наклонившаяся на 60 градусов к правому борту и осевшая на морском дне, была снова обнаружена в 1836 г. двумя дайверами, Джоном и Чарльзом Дином. Два брата заметили несколько лучей, торчащих из морского дна, а также нашли несколько пушек. Снова забытая на 150 лет, с 1965 г. эта местность исследовалась дайверами-любителями в рамках проекта по поиску затонувших кораблей в Соленте. Команда, возглавляемая Александром Макки, обнаружила необычную депрессию на морском дне в 1966 г., а сонарное сканирование в 1967 г. показало, что под депрессией действительно были твердые останки. В мае 1971 г. начались раскопки, место было обследовано, и на поверхность были вынесены несколько крупных артефактов. В течение следующих десяти лет команда добровольцев из 600 дайверов совершила 28000 погружений на это место, обнаружив более 19000 артефактов.
Правый борт «Мэри Роуз» остался целым. Несмотря на то, что останки корабля были повреждены как временем, так и попыткой разрушить то, что стало опасностью для судоходства в XIX веке, безвоздушное илистое морское дно сохранило большую часть древесины, которая в противном случае давно бы исчезла. Таким образом, в июне 1982 г. обломки «Мэри Роуз» были спасены. Для того, чтобы бережно удерживать обломки корабля, когда он, наконец, вернулся на поверхность, была построена специальная стальная рама с несколькими подушками безопасности. Судно потом поместили на баржу и доставили на Королевскую военно-морскую базу Портсмута. Весь этот деликатный процесс транслировался в прямом эфире по телевидению, а 60 миллионов человек смотрели одну из величайших историй археологических успехов века.
Артефакты
Необходимо было найти быстрое решение проблемы сохранения деревянных и кожаных предметов, которые вновь подвергались воздействию воздуха и опасности быстрого разрушения. Корпус проходил непрерывную химическую обработку и был выставлен на всеобщее обозрение только в 1983 г. Сегодня обломки корабля и его артефакты находятся в ведении фонда Мэри Роуз (maryrose.org).
Были обнаружены многие чугунные и бронзовые пушки, в том числе образцы весом до 25 тонн, украшенные розой Тюдоров или львиными головами. Также были найдены 138 длинных луков и 3500 стрел, несколько пороховых пистолетов, мечей, кинжалов и пик.
Другие находки включают множество деревянных частей судового снаряжения, таких как шкивы и блоки шкивов. Была обнаружена огромная камбузная печь (одна из пары), а также большие кастрюли, более 50 морских сундуков, используемых членами экипажа для хранения личных вещей, три компаса, девять ручных солнечных часов, столярные инструменты, медицинское оборудование и даже судовой колокол (отлит в 1510 г., как указано в надписи). Еще одна уникальная находка - точильный камень и рама для ремонта веревок.
Сохранились несколько деревянных гребней и металлических ножниц, принадлежавших экипажу, а также оловянные тарелки, кружки и ложки. Последние могли принадлежать офицерам корабля, а некоторые экземпляры даже имели инициалы «G.C.» и, следовательно, принадлежали командующему флотом, самому сэру Джорджу Кэрью. Обычные члены экипажа использовали деревянные тарелки и кружки, некоторые из которых сохранились.
Жизнь на борту корабля эпохи Тюдоров раскрывается такими артефактами, как барабаны, доска для игры в нарды, костяные кости, кожаные обложки для книг, музыкальные трубы и золотые монеты. В качестве разящего напоминания о том, что обломки «Мэри Роуз» стали могилой, были обнаружены скелеты около 200 мужчин, а также предметы одежды, такие как шляпы, куртки и более 250 кожаных ботинок. Наконец, в затонувшем корабле был обнаружен скелет молодого пса, которого, вероятно, держали на борту для ловли крыс, но который, возможно, также выступал в роли талисмана на этом самом злополучном корабле.