Эдвард Тич по прозвищу Чёрная Борода (умер 1718) — печально известный английский пират, который действовал 15 месяцев в Карибском бассейне и Атлантике. Он носил длинную бороду, перевязанную лентами, подожженные фитиля под шляпой и ощетинившиеся пистолеты. Его имя, репутация и внешний вид были завязаны на приведение жертв в ужас.
Благодаря сильно преувеличенному и нереалистичному портрету Чарльза Джонсона / Дэниела Дефо (1660-1731), Чёрная Борода стал самой яркой фигурой Золотого Века Пиратства. Он — человек без морали и жалости, не щадящий ни своих невинных жертв, ни свою команду. Он умер в битве против Королевского флота — и то после того, как в него выстрелили пять раз и порезали мечом 20.
Месть королевы Анны
Тич родился в английском городе Бристоль и первые годы карьеры провёл в море, совершая набеги на французские и испанские корабли в водах Ямайки во время войны за испанское наследство (1701-1714). Эдвард Тич, скорее всего, псевдоним, взятый для того, чтобы скрыть темное прошлое. Известны также имена Эдвард Тэтч (Тач) и Тэтч Драммонд, но это могли быть как настоящие имена, так и псевдонимы.
С сентября 1717 года Тич служил капитаном на Багамах под командованием британского пирата Бенджамина Хорниголда. Их базой, как у многих других пиратов, был остров Нью-Провиденс. Двое мужчин, каждый из которых командовал судном, атаковали корабли в Карибском бассейне и у берегов Северной Америки. Знаменитый захват — французский фрегат «Конкорд», направлявшийся на Мартинику, груженный золотом, монетами, драгоценными камнями и другими ценными товарами с торговых постов в Африке. Тич захватил судно в ноябре 1717 года у Сент-Винсента, и переименовал его в «Месть королевы Анны». Так фрегат работорговцев превратился в пиратский корабль. Он использовался для набегов на воды Сент-Винсента и Сент-Китса, и для этого его оснастили 40 пушками, которые по мощи равнялись военно-морским судам..
К началу 1718 года команда Тича насчитывала 300-400 человек. Тич был внушительной фигурой из-за роста и черной бороды, перевязанной черными лентами, и команда его уважала. Свидетели отмечают, что среди пиратской команды Тича была строгая дисциплина. У Эдварда Тича, согласно легенде, была экспрессивная версия флага Весёлого Роджера, который поднимали, чтобы предупредить жертв. На флаге Тича скелет держит песочные часы в одной руке, и копье, направленное в кровоточащее сердце, в другой. Эти символы напоминали тем, кто находился на приближающемся корабле, что их время на исходе и при сопротивлении их ждёт смерть.
После еще нескольких захватов Тич отплыл в Северную Каролину — там он пообещал отказаться от пиратства, и губернатор Чарльз Эден его помиловал. Многие чиновники на восточном побережье американских колоний закрывали глаза на пиратство, либо потому, что они сами были вовлечены в него, либо потому, что добыча пиратов часто обходилась дешевле, чем покупка товаров у торговцев. Соблазн легкой добычи с плохо вооруженных торговых судов означал, что Тич, по сути, не отказался от пиратства. В марте 1718 года он отправил «Месть королевы Анны» в залив Гондураса. Там ему удалось захватить «Месть» британского пирата Стида Боннета (которого повесили позже в том же году). После еще двух захватов Тич командовал флотом из четырех кораблей, и его атака на торговое мореплавание у американского побережья продолжалась до апреля. Заместителем командира Тича был Исраэль Хэндс, который руководил шлюпом «Приключение». Наличие четырех кораблей означало, что Тич теперь мог захватывать призы покрупнее.
Побережье Каролины
В мае 1718 года Тич успешно на две недели блокировал Чарльстон (он же Чарльз-Таун) в Южной Каролине, атаковав не менее восьми кораблей. Заключенные были освобождены целыми и невредимыми после уплаты выкупа, который включал лекарства, необходимые для лечения сифилиса среди членов экипажа. Плывя на мелководье залива Бофорт по пути в Северную Каролину, «Месть королевы Анны» и еще один корабль сел на песчаную отмель, возможно, умышленно, чтобы уменьшить команду Тича, которая требовала долю добычи. Месть возвращена Боннету, но Тич уже не в первый раз забрал всю добычу, которую нес флот, и уплыл на шлюпе. В конце концов, «Месть королевы Анны» затонул, но вероятно, что это затонувшее судно было обнаружено и исследовано в этом районе с 1996 года. Обломки корабля содержали артефакты, которые создавали прочные связи как с кораблем той эпохи, так и с Тичем, в первую очередь из-за большого количества найденных пушек.
Достигнув Бат-Тауна, СевернаяКаролина, губернатор Эден еще раз помиловал Тича. Тич продал захваченный груз, и ему даже разрешили оставить шлюп. Затем вроде как уже бывший пират женился на 16-летней дочери владельца плантации и построил дом на острове Окракок. Однако прошлое пирата вскоре настигло его, и ордер на арест был выдан, когда он находился в Филадельфии. Снова выйдя в море, Тич захватил два французских корабля у Бермудских островов. Затем он вернулся в Бат-Таун с грузом сахара и какао. Подкупив губернатора и чиновников бочками с сахаром, суд постановил, что Тич спас только груз заброшенного корабля и поэтому был освобожден от обвинений в пиратстве. Возможно, Тич продолжал пиратский путь, потому что губернатор разрешил это благодаря регулярным взяткам.
Смерть Тича
Губернатор Вирджинии Александр Спотсвуд, в отличие от коллеги из Северной Каролины, стремился пресечь пиратство, как и многие влиятельные торговцы. Когда бывший квартирмейстер Тича свидетельствовал о незаконных поступках капитана в прошлом, за Тичем послали членов британского Королевского флота. Моряки отправились в ноябре 1718 года, получив дополнительный стимул в виде награды в 100 фунтов за поимку Тича живым или мертвым.
К тому времени у Тича было всего 20-25 человек на базе, но он сел на шлюп и приготовился отражать атаки, которые он увидел, пересекая отмели пролива Окракок. 22 ноября британские корабли сели на мель, и Тич, заявив, что пощады не будет и не надо ничего ожидать взамен, выстрелил из пушек по сидячим уткам. Одно судно вышло из строя из-за залпа, но судно под командованием лейтенанта Роберта Мейнарда дрейфовало к кораблю Тича. Мейнард с командой до последнего момента прятались под палубой. Люди Тича поднялись на борт судна, и группы встретились на палубе, начав стрелять и драться на мечах. Тич и Мейнард дрались друг с другом лицом к лицу. Даже с пулевыми ранениями и раной от меча на шее Тич продолжал сражаться. В итоге Тич умер после пяти выстрелов и 20 ударов мечом: последний обезглавливающий удар нанесен горцем, стоявшим позади него. По местным легендам, обезглавленный труп пирата трижды облетел шлюп, на котором он погиб. Лейтенант Мейнард приставил голову Тича к носу своего корабля в качестве предупреждения другим, как он писал в бортовом журнале 3 января 1719 года:
Небольшой ветер и ясная погода. В этот день я бросил якорь здесь [Вильямсбург] на шлюпе «Приключение» Эдвард Тача, бывшего хозяина (пирата), чью голову я повесил под бушпретом упомянутого шлюпа, чтобы подарить его колонии Вирджиния, а товары и вещи упомянутого пирата я раздал своим командирам.
(Cordingly, 200)
Все, за исключением одного, люди Тича, были повешены. Исраель Хэндс также получил королевское помилование благодаря показаниям против коррумпированных чиновников Северной Каролины.
Для такого печально известного пирата Тич добился на удивление мало успехов. Его карьера длилась всего 15 месяцев, а полученные призы вряд ли были блестящими кораблями с сокровищами. 23 захваченных Тичем корабля — ничто по сравнению с 400 захваченными валлийским пиратом Черным Бартом Робертсом (он же Бартоломью Робертс, ок. 1682-1722). Магазины сахара, хлопка и какао, найденные на базе Тича на острове Окракок после его смерти, в совокупности оценивались в пару тысяч фунтов. Нет никаких свидетельств того, что Тич закопал фантастические сокровища после поимки. Также нет никаких доказательств того, что он образом пытал или плохо обращался с пленниками, или что он был противен команде. Однако в смерти Тич достигнет гораздо большего, чем в жизни. Он быстро стал легендой, образцом злого, безумного пирата, терроризировавшего открытое море.
Чёрная Борода Даниэля Дефо
Через несколько лет после смерти Эдвард Тич, как и другие пираты, стал героем произведения Даниэля Дефо «Всеобщая история грабежей и убийств самых отъявленных пиратов», составленном в 1720-х годах. Работа была приписана капитану Чарльзу Джонсону на титульном листе, но, возможно, это псевдоним Дефо (хотя ученые все еще обсуждают этот вопрос, и Джонсон, возможно, настоящий, хотя и совершенно неизвестный экспертом по пиратам). Со смесью фактов и вымысла - без указания того, где одно пересекается с другим - книга стала настоящим хитом, и определила то, как изображаются пираты. Тич-Чёрная Борода в творчестве Дефо описывается как чудовище, способное совершить любые злодеяния - от изнасилования до ужасных казней. У автора явно был доступ к официальным документам, протоколам судебных процессов и журналистским свидетельствам современников, и многие утверждения оказались фактическими, подтверждены историческими записями. Однако есть также множество преувеличений и чистых выдумок, такие как частные разговоры и речи, кажется, повторяющиеся дословно. Дефо был успешным журналистом и писателем — то есть он знал, как соединить факты и вымысел для максимального литературного эффекта.
Мастерский портрет Дефо Тича / Чёрной Бороды включает в себя это памятное физическое описание:
«Чёрной Бородой» он звался из-за количества волос, которые, подобно страшному метеору, покрывали все его лицо и пугали Америку больше, чем любая комета, появлявшаяся там.
Борода его была чернее ночи и невозможно длинная; она доходила до его глаз; он перевязывал её лентами, завязывал в косички… закручивал за уши. Во время боевых действий он носил перевязь на плечах с тремя парами пистолетов в кобура. Под шляпой, с каждой стороны лица, были зажженные спички, а его глаза были свирепыми и дикими. Воображение не может составить представление о более страшной адской ярости.
(Дефо / Джонсон, 84-5)
Развлечения Чёрной Бороды
Дефо, вопреки свидетельствам, описывает Чёрную Бороду как монстра с садистскими наклонностями. Мало того, что Чёрная Борода - бич невинных, но даже его команда редко бывала в безопасности. В одном эпизоде нестабильный капитан запер себя и несколько членов экипажа в трюме и сжег серу — чтобы в последнюю минуту открыть люки.
Чёрная Борода однажды высадил 15 членов экипажа на бесплодной скале недалеко от Тортолы на Британских Виргинских островах, которая впоследствии стала известна морякам как Сундук мертвеца (теперь он называется «Остров мертвого сундука»). Здесь Черная Борода оставил мужчин с сундуком с сокровищами, абордажной саблей и бутылкой рома каждому. Капитан надеялся, что мужчины скоро убьют друг друга, без сомнения, в попытке потребовать большую долю добычи для себя, но был разочарован, поскольку, вернувшись на скалу месяц спустя, все 15 человек все еще оставались в живых.
В другой «игре» Чёрная Борода достал два пистолета, задул свечу и выстрелил в Исраэля Хэндса под столом хижины после того, как тот заснул, играя в карты. Бросив заместителю в колено одним мячом, Чёрная Борода промахнулся другим. Когда команда спросила, почему он так поступил, пират ответил, что «если он не будет стараться убить кого-то из них, они забудут, кто он такой». (Дефо / Джонсон, 84).
Чёрная Борода обладал огромным сексуальным аппетитом, с похотливыми встречами, и он имел и не менее 14 жен, которых он отдавал команде. Напротив, один губернатор заметил в январе 1718 года, что у Тича, «жена и дети в Лондоне» (цитируется по Cordingly, 71). Несмотря на разрыв между фактами и вымыслом, Чёрная Борода появляется в образе развратного капитана в поздних работах, например, в «Мастере Баллантрэ» Роберта Луи Стивенсона, опубликованном в 1889 году. Пират был героем популярной лондонской музыкальной пьесы «Чёрная Борода, или Плененная принцесса» Джеймса Кросса в конце XIX века. К XX веку, хотя в популярном фильме 1952 года «Пират Черная Борода» он изображался как злодей, фигура его стала настолько возмутительной, что образ ограничивался ролью в комедийных фильмах, таких как «Призрак Чёрной Бороды» Диснея 1968 года.