
Война за независимость (1775-1783) — конфликт между Великобританией и ее 13 североамериканскими колониями, провозгласившими независимость как Соединенные Штаты Америки. Первоначально это было восстание внутри Британской империи, но война приобрела глобальный масштаб после того, как Франция и Испания объединились против англичан, поспособствовав тем самым окончательной победе американцев.
Начало войны
Война стояла в центре более масштабного политического потрясения — Американской революции (1765-1789 гг.), начавшейся более чем за десять лет до того, как прозвучали первые выстрелы. Спор между Великобританией и Тринадцатью колониями по поводу парламентских налогов неуклонно обострялся, поскольку колонисты были разделены на фракции: виги, или патриоты, выступали против налогов, считая их неконституционными, в то время как тори, или лоялисты, по-прежнему поддерживали Великобританию. Напряженность в отношениях иногда принимала форму вспышек насилия, например, Бостонской резни (1770) и Бостонского чаепития (1773); кроме того, группа политических агитаторов, известных как «Сыны свободы», совершала нападения на лоялистов, поливая их дегтем и вываливая в перьях.
В 1774 г. в ответ на Бостонское чаепитие парламент издал так называемые Невыносимые законы с целью наказать Бостон, закрыв его гавань для торговли и приостановив деятельность представительного правительства в Массачусетсе. В сентябре 1774 г. 12 из 13 колоний направили делегатов на Первый Континентальный конгресс, где было решено, что ополченцам Новой Англии следует начать подготовку к потенциальному конфликту с британскими солдатами. На фоне растущей напряженности генерал Томас Гейдж, военный губернатор Массачусетса, понимал, что не сможет подавить восстание с теми скудными силами, которые у него были под рукой, и стремился подавить ополчение Новой Англии до того, как у повстанцев появится шанс нанести удар. Для этого он решил захватить склады с боеприпасами, которые ополченцы хранили в различных городах.
После полуночи 19 апреля 1775 г. 700 элитных британских солдат выдвинулись маршем к городу Конкорд, где находился один из таких складов. Несмотря на то, что Гейдж пытался действовать осторожно, патриоты узнали о его намерениях за несколько дней загодя, и не успели британские войска выступить, как два всадника-патриота, Пол Ревир и Уильям Доус, отправились в путь, чтобы предупредить ополченцев. Когда британские солдаты достигли города Лексингтон, расположенного по дороге в Конкорд, они столкнулись с 70 ополченцами. После недолгого противостояния раздался выстрел; хотя неизвестно, кем именно он был произведён, этот выстрел вошёл в историю как «выстрел, который услышали во всем мире». Британские войска ответили двумя залпами из мушкетов, убив восемь ополченцев и ранив еще десять.
Очистив Лексингтон-Грин от ополченцев, британцы продолжили путь к Конкорду, где столкнулись с еще большим сопротивлением со стороны 400 повстанцев. Обнаружив, что патриоты уже вывезли большую часть боеприпасов, солдаты начали свое 12-мильное (19 км) отступление в Бостон. Патриоты преследовали их, применяя тактику партизанской войны, так что к к концу марша британцы потеряли 273 человека убитыми по сравнению с 95 погибшими патриотами. К тому времени численность патриотов возросла до 15 000 человек. Воодушевленные победой в битвах при Лексингтоне и Конкорде, патриоты осадили 6000 солдат, оказавшихся в ловушке внутри Бостона.
Вашингтон принимает командование
Несмотря на численное преимущество, патриотам не хватало оружия и боеприпасов, чтобы выиграть осаду. Надеясь украсть необходимую им артиллерию из форта Тикондерога на озере Шамплейн, патриоты отправили на захват форта экспедицию под совместным руководством Итана Аллена и Бенедикта Арнольда, которые 10 мая 1775 г. застали гарнизон врасплох и обеспечили захват Тикондероги, не пролив ни капли крови. Тем временем патриоты за пределами Бостона решили втянуть британскую армию в сражение, укрепив провокационную позицию на вершине Брид-Хилл. У британцев не было иного выбора, кроме как начать лобовую атаку; хотя последовавшая за этим битва при Банкер-Хилле (17 июня 1775 г.) и принесла британцам победу, она была достигнута ужасной ценой в 1054 человека убитыми.
К этому моменту Второй Континентальный конгресс взял на себя роль военного правительства восставших колоний. Он принял армию Новой Англии, теперь называвшуюся Континентальной, и назначил Джорджа Вашингтона главнокомандующим. Вашингтон прибыл в Бостон в июле 1775 г. и немедленно приступил к укреплению дисциплины и военной иерархии. Осенью он отправил полковника Генри Нокса за артиллерией из Тикондероги. Прибыв туда в ноябре, Нокс погрузил пушки на 42 санные повозки и перевез их за сотни миль обратно в Бостон. Вашингтон разместил орудия на высотах над городом. Не решившись подвергнуться бомбардировке, британские войска покинули Бостон 17 марта 1776 г.
Тяжёлое время
Воодушевленный действиями патриотов во время осады Бостона, Конгресс санкционировал американское вторжение в Квебек, британскую колонию в Канаде, надеясь принудить его присоединиться к восстанию. Патриоты захватили Монреаль и осадили Квебек, но потерпели сокрушительное поражение в битве при Квебеке (31 декабря 1775 г.), где был убит их командир, генерал Ричард Монтгомери. Деморализованные и пораженные оспой патриоты вяло осаждали город, пока прибытие британских подкреплений не вынудило их отступить.
В апреле 1776 г. Вашингтон перебросил армию в Нью-Йорк, верно предугадав, что экономическое значение и стратегическое расположение этого города сделают его следующей целью британского нападения. В июле, как раз когда Соединенные Штаты провозгласили независимость, британский генерал Уильям Хау прибыл в Нью-Йоркскую гавань с армией численностью 32 000 человек, в которую входили британские солдаты и немецкие вспомогательные войска, широко известные как гессенцы. 22 августа Хау высадился на Лонг-Айленде и пять дней спустя атаковал американские укрепления на Бруклинских высотах. Битва за Лонг-Айленд привела к очередному поражению американцев и потере 2000 военнослужащих континентальной армии.
Вашингтон был вынужден эвакуироваться из Нью-Йорка, который 15 сентября оказался под британской оккупацией. Хау шёл по пятам Вашингтона, сталкиваясь с ним в сражениях при Гарлем-Хайтс (16 сентября), Уайт-Плейнс (28 октября) и форте Вашингтон (16 ноября). Континентальная армия была вытеснена с Манхэттена, прошла через Нью-Джерси и переправилась через реку Делавэр; к декабрю в ней едва насчитывалось 3000 оборванных, измученных болезнями солдат. Вашингтон знал, что успех войны зависит от выживания армии и поэтому принялся использовать Фабиеву тактику: избегать решительных сражений, нанося удар только тогда, когда представлялась возможность.
Несмотря на то, что британские солдаты были на пороге победы, они отправились на зимовку, полагая, что Континентальная армия слишком слаба, чтобы представлять угрозу. Вашингтон действовал быстро: на Рождество 1776 г. он повел армию обратно через реку Делавэр, застав врасплох и разгромив гессенский гарнизон в битве при Трентоне на следующее утро. Вслед за этим он одержал победу над британским арьергардом в битве при Принстоне (3 января 1777 г.). Эти победы вызвали новую волну поддержки революции и оттянули поражение, по крайней мере, еще на один сезон кампании.
Год палача
Несмотря на неудачи в Трентоне и Принстоне, новый 1777 год принес британцам уверенность в победе; более того, тори в Нью-Йорке называли его «годом палача», поскольку тройные семерки напоминали виселицу, на которой вскоре должны были вздёрнуть патриотов. Военный министр Великобритании лорд Джермейн приказал генералу Джону Бергойну выдвинуться из Канады на юг и продвигаться вдоль реки Гудзон, чтобы захватить Олбани, столицу штата Нью-Йорк, изолировав тем самым Новую Англию от других колоний. Джермейн ожидал, что генерал Хау выступит из Манхэттена на север и окажет Бергойну поддержку. Несмотря на туманные обещания помочь, Хау не собирался играть вторую скрипку и вместо этого спланировал собственную кампанию по захвату столицы США Филадельфии, что, по его мнению, должно было привести к победе в войне.
Наступление Бергойна, начавшееся 20 июня, привело к захвату форта Тикондерога и разгрому сил патриотов при Хаббардтоне (7 июля), но по мере того, как Бергойн углублялся в глушь северной части штата Нью-Йорк, он обнаружил, что его линии снабжения опасно растянулись. Бергойн отправил отряд немцев за припасами, но весь отряд был уничтожен ополченцами в Беннингтоне (15 августа). И все же гордость Бергойна не позволила ему повернуть назад. Он переправился на западный берег Гудзона, где столкнулся лицом к лицу с Северным подразделением Континентальной армии близ Саратоги, штат Нью-Йорк. Бергойн сражался с патриотами в двух битвах, известных под общим названием битвы при Саратоге (19 сентября; 7 октября), но оба раза потерпел поражение. 17 октября, не дождавшись помощи с Манхэттена, Бергойн капитулирован, что стало величайшей победой патриотов за всю войну.
Пока Бергойн едва держался на плаву в Нью-Йорке, Хау начал свою кампанию в Филадельфии, высадившись в Мэриленде в конце августа. Он дважды разгромил Вашингтона - в битве при Брендивайне (11 сентября) и в битве при Джермантауне (4 октября), но не смог нанести решающий удар. Затем он занял Филадельфию, но не сумел захватить Континентальный конгресс, который предусмотрительно эвакуировался из города. Хотя Хау и достиг своей цели, захват Филадельфии не возымел желаемого эффекта и патриотическое движение, казалось, ни на йоту не приблизилось к поражению. Разочаровавшись, Хау списал отсутствие успеха на недостаточную поддержку со стороны парламента и подал в отставку.
Тем временем Континентальная армия перебралась на зимние квартиры в Вэлли-Фордж, где страдала от нехватки припасов, продовольствия и одежды: в течение следующих шести месяцев около 2000 солдат умерли от переохлаждения, недоедания и болезней. Армия была спасена, когда Вашингтон заручился достаточной поддержкой Конгресса, чтобы реорганизовать неисправный отдел снабжения. Военнослужащие Континентальной армии также прошли значительную переподготовку в Вэлли Фордж под чутким руководством профессиональных военных, таких как барон Фридрих Вильгельм фон Штойбен.
Иностранное вмешательство
С момента начала боевых действий Франция с интересом наблюдала за ходом войны. Стремясь отомстить за свое унизительное поражение в недавней Семилетней войне, Франция снабжала восставшие колонии оружием и припасами; французские офицеры, например, знаменитый маркиз де Лафайета, даже были произведены в генерал-майоры Континентальной армии. Саратогская кампания убедила министра иностранных дел Франции графа де Вержена в том, что у США есть шанс на победу. В начале 1778 г. Вержен заключил союз с Соединенными Штатами, и Франция официально вступила в войну, направив в апреле флот в Северную Америку.
В 1779 г. Испания также вступила в войну, но только в качестве союзника Франции: испанцы стремились ослабить Великобританию, но не хотели признавать независимость Соединенных Штатов, опасаясь последствий, которые это могло бы оказать на их собственные колонии. Голландская республика также помогла финансировать революцию и в 1780 г. вступила в войну с Великобританией. Вмешательство этих европейских держав превратило небольшое локальное восстание в глобальный конфликт, истощив вооруженные силы Великобритании, потому что сражения происходили на Карибах, в Индии и даже в Европе, где франко-испанская армия провела Великую осаду Гибралтара (1779-83).
Патовая ситуация на Севере
В мае 1778 г. британская армия покинула Филадельфию. Сменивший Хау сэр Генри Клинтон получил приказ сосредоточить все силы в Нью-Йорке, чтобы подготовиться к возможному нападению французов. Вашингтон продолжал преследовать британцев, нанеся удар в битве при Монмуте (28 июня), что значительно подняло боевой дух патриотов, поскольку Континентальная армия удерживала позиции в течение пяти часов под палящим солнцем. Затем британская армия отступила в безопасное место, в Нью-Йорк, а Континентальная армия заняла позиции непосредственно за городом. Обе армии сохраняли примерно эти же позиции в течение следующих трех лет.
Летом 1778 г. французский флот прибыл к берегам Америки. Французский адмирал граф д’Эстен согласился помочь американскому генералу Джону Салливану взять штурмом оккупированный британцами город Ньюпорт на Род-Айленде. Однако после того, как французские корабли потрепал шторм, д’Эстен решил отплыть в Бостон для ремонта, оставив армию Салливана саму по себе в битве при Род-Айленде (29 августа 1778 г.). Следующий год ознаменовался ограниченными боевыми действиями на Севере, хотя американцы и захватили ключевые британские позиции в Стоуни-Пойнт и Паулюс-Хук. Вашингтон воспользовался затишьем, чтобы отправить генерала Салливана в карательную экспедицию против тех ирокезских племен, которые вступили в союз с англичанами. Экспедиция Салливана уничтожила более 40 деревень ирокезов в северной части штата Нью-Йорк и сожгла более 160 000 бушелей кукурузы, что значительно ослабило политическую власть Конфедерации ирокезов.
Континентальная армия осталась на зимовку 1779-80 гг. в Морристауне, штат Нью-Джерси, где пережила еще более суровую зиму, чем в Вэлли-Фордж. Быстрое обесценивание континентальной валюты привело к тому, что Конгресс не смог выплатить солдатам надлежащее жалованье, из-за чего несколько полков подняли мятеж в начале 1781 г. Надеясь извлечь выгоду из напряженности в Континентальной армии, немецкий генерал Вильгельм фон Книпхаузен предпринял наступление на Нью-Джерси, но был отбит в битвах за Коннектикутские фермы (7 июня 1780 г.) и Спрингфилде (23 июня). В сентябре 1780 г. поимка британского майора Джона Андре раскрыла, что Бенедикт Арнольд разочаровался в патриотическом деле и планировал продать крепость Вест-Пойнт британской армии. Арнольд избежал поимки и перешел на британскую сторону, в то время как его связной, майор Андре, был повешен как шпион.
Южные кампании
Когда боевые действия на Севере прекратились, британские генералы переключили свое внимание на американский Юг, отчасти потому, что, по слухам, Юг был полон лоялистов, которые встретили бы британскую армию с распростертыми объятиями. Другая причина заключалась в том, что Юг поставлял в США большую часть товарных культур, включая рис, индиго и табак, потеря которых нанесла бы серьезный удар по военным усилиям американцев. В декабре 1778 г. в рамках «южной стратегии» британская армия захватила слабо защищенную Саванну, штат Джорджия. В следующем году франко-американская армия не смогла отбить город во время осады Саванны, что сделало Джорджию первым штатом, вернувшимся под британский контроль.
Ободренный этим успехом, генерал Клинтон предпринял более крупную экспедицию против Чарльстона, штат Южная Каролина, самого важного города на Юге. Осада Чарльстона была, пожалуй, величайшей победой британцев в войне: Клинтон не только захватил сам Чарльстон, но и взял в плен все южное подразделение Континентальной армии. Довольный своей победой, Клинтон вернулся на Манхэттен, оставив своего заместителя, лорда Чарльза Корнуоллиса, усмирять остальную часть Южной Каролины.
Это оказалось легче сказать, чем сделать. Хотя Корнуоллис одержал крупную победу над наспех собранной американской армией в битве при Камдене (16 августа 1780 г.), жители Южной Каролины оказались гораздо менее лояльными британцам, чем ему хотелось бы. В глубинных районах штата начало возникать несколько патриотических ополчений, возглавляемых хитроумными лидерами, такими как Томас Самтер, Фрэнсис Марион и Эндрю Пикенс; используя свое знание местности, эти отряды ополченцев наносили удары по отрядам британских солдат, тут же скрываясь в лесах и болотах. Корнуоллис попытался победить патриотов в их собственной игре, создав ополчение тори, что спровоцировало кровопролитную гражданскую войну в Южной Каролине. Но силы ополчения тори были сломлены в битве при Кингс-Маунтин (7 октября 1780 г.).
После того, как британцы потерпели очередное поражение в битве при Каупенсе (17 января 1781 г.), расстроенный Корнуоллис решил отправиться в Северную Каролину, чтобы разобраться с Континентальной армией под командованием генерала Натаниэля Грина, которая оказывала помощь ополченцам Южной Каролины. Корнуоллис настиг Грина в битве при Гилфорд-Корт-Хаусе (17 марта 1781 г.), одержав пиррову победу: Грин, следуя примеру Вашингтона, сумел ускользнуть со своей армией в целости и сохранности, лишив Корнуоллиса решающей победы. Вместо того, чтобы преследовать Грина по всей Каролине, Корнуоллис решил двинуться дальше, в Виргинию, надеясь, что, если ему удастся подавить сопротивление этого штата, это положит конец патриотическому движению по всему Югу. Грин тем временем противостоял силам, оставленным Корнуоллисом в Каролине, ведя бои у Хобкиркс-Хилл (25 апреля) и Ютау-Спрингс (8 сентября).
Йорктаун и Париж
Как только Корнуоллис вторгся в Виргинию, генерал Клинтон сделал ему выговор: находясь под ложным впечатлением, что Вашингтон готовится напасть на Нью-Йорк, Клинтон приказал Корнуоллису вернуться на Манхэттен. Раздраженный Корнуоллис направил свою армию к портовому городу Йорктаун, укрепив его в ожидании прибытия королевского военно-морского флота. Патриоты увидели в этом прекрасную возможность, и небольшой отряд под командованием маркиза де Лафайета был направлен для удержания Корнуоллиса в Йорктауне, в то время как Вашингтон повел объединенные франко-американские силы на юг. Тем временем французский флот под командованием графа де Грасса разгромил британский флот в битве при Чесапике (5 сентября), отрезав Корнуоллису путь к отступлению морем. Союзная армия Вашингтона начала осаду Йорктауна, которая закончилась капитуляцией Корнуоллиса 19 октября 1781 г.
С победой американцев под Йорктауном активная фаза войны подошла к концу. Парламент к тому времени устал от войны: премьер-министр лорд Норт, который и вел войну, ушел из правительства, и новый премьер-министр предложил начать переговоры о мире. Заключенный в результате этих переговоров Парижский мирный договор 1783 г. положил конец войне: Великобритания признала независимость Соединенных Штатов, границы которых были установлены по реке Миссисипи. Вашингтон и новый британский главнокомандующий сэр Гай Карлтон договорились о прекращении огня, пока шли мирные переговоры, и последние британские войска покинули Нью-Йорк в ноябре 1783 г. Война наконец закончилась, и новорожденным Соединенным Штатам пришлось самим решать, какой страной они станут.