Аккад был центром Аккадской империи (2334-2218 гг. до н.э.), первое многонациональное политическое образование в мире, основанное Саргоном Древним (правил в 2334-3379 гг. до н.э.), который объединил Месопотамию и установил модель управления для последующих месопотамских правителей с целью следования ей или попытки ее улучшения. Аккадская империя установила ряд "первых", которые впоследствии стали стандартом.
Никто не знает где находился Аккад, как он приобрел известность или как именно город пришел в упадок; и все же когда-то он был центром Аккадской империи, которая правила на обширных просторах региона древней Месопотамии. Известно, что Аккад (также известен как Агаде́) был городом расположенном вдоль западного берега реки Евфрат, возможно между городами Сиппар и Киш( возможно, между Мари и Вавилоном или даже в других местах вдоль Евфрата). Согласно легенде, он был построен царем Саргоном Древним, который объединил Месопотамию под властью своей Аккадской империи и установил стандарт для будущих форм правления в Месопотамии.
Саргон ( или его писцы) утверждал, что что Аккадская империя простиралась от Персидского залива через современный Кувейт, Ирак, Иорданию, Сирию (возможно, Ливан) через нижнюю часть Малой Азии до Средиземного моря и Кипра (есть также утверждение, что она простиралась до Крита в Эгейском море). Хотя размеры и масштабы империи, базирующейся в Аккаде, оспариваются, нет никаких сомнений в том, что Саргон Древний создал первую многонациональную империю в мире.
Король Урука и возвышение Саргона
Язык на котором говорил город, аккадский, уже использовался до расцвета Аккадской империи (а именно в богатом городе Мари, где обширные клинописные таблички помогли определить события для более поздних историков), и вполне возможно, что Саргон восстановил Аккад, а не построил его. Следует также отметить, что Саргон не был первым правителем объединившим разрозненные города и племена под единым управлением. Король Урука, Лугальзагеси, уже добивался такого, хотя и в меньших масштабах.
Он был побежден Саргоном, который усовершенствовав модель данную ему Уруком, сделал свою собственную династию больше и сильнее. Историк Гвендолин Лайк пишет, " Согласно его собственным записям, он [Саргон] провел широкую кампанию за пределами Месопотамии и обеспечил доступ ко всем основным торговым путям, морским и сухопутным" (8). Пока Лугальзагеси преуспевал в покорении городов Шумера, Саргон был полон решимости завоевать весь известный мир. Историк Уилл Дюрант пишет:
Восток и запад, север и юг, великий воин шествовал, завоевав Элам, омыв свое оружие в знак триумфа в Персидском заливе, пересек Западную Азию, достиг до Средиземноморья, и основал первую великую империю в истории. (121-122)
Империя стабилизировала регион Месопотамии и способствовала развитию искусства, литературы, науки, достижений сельского хозяйства и религии. Согласно списку шумерских королей, было пять королей Аккада: Саргон, Римуш, Маништушу, Нарам-Син ( также известный как Нарам-Суэн), и Шаркалишарри, который поддерживал династию на протяжение 142 лет вплоть до ее падения. В это время аккадский язык пришел на смену шумерскому в качестве языка общения, за исключением священных служб, а аккадская одежда, письменность и религиозные обряды проникли в обычаи завоеванных народов региона. Глубокое понимание взлета и падения Аккада (условно говоря) лучше всего достигается путем изучения правителей города и империи, которую они поддерживали.
Правление Саргона
Саргон Древний либо основал, либо восстановил Аккад и правил им с 2334-2279 гг. до н.э. Он покорил то, что называл "четырьмя уголками вселенной" и поддерживал порядок в империи с посредством неоднократных военных кампаний.Стабильность, обеспечиваемая этой империей, привела к строительству дорог, улучшению ирригации, расширению сферы влияния в торговле, а также вышеупомянутым достижениям в области искусств и наук.
Аккадская империя создала первую почтовую систему, где глиняные таблички с надписями клинописью аккадского алфавита были завернуты во внешние глиняные конверты, помеченные именем и адресом получателя и печатью отправителя. Эти письма мог открыть только тот, кому они предназначались, потому что не было другого способа открыть глиняный конверт, кроме как сломав его.
Для того, чтобы сохранить свое присутствие по всей империи, Саргон стратегически расставил своих лучших и наиболее доверенных людей на руководящие посты в различных городах. "Гражданами Аккада", как они называются в последующих вавилонских текстах, были губернаторами и администраторами в более чем 65 различных городах. Саргон также умело назначил свою дочь Энхедуанну Верховной жрицей Инанна в Уре, и через нее, похоже, удавалось манипулировать религиозными/культурными делами издалека. Энхедуанна признана сегодня первой в мире писательницей, известной по имени, и, судя по тому, что известно о ее жизни, она, похоже, была очень способной и могущественной жрицей в дополнение к созданию своих впечатляющих гимнов Инанне.
Преемники Саргона: Римуш и Маништушу
Саргон правил на протяжение 56 лет и после его смерти его преемником стал его сын Римуш (правил в 2279-2271 гг. до н.э.), который продолжил тесно следовать политике отца. Города бунтовали после смерти Саргона, и Римуш провел первые годы своего правления восстанавливая порядок. Он шел против Эламаа, который он победил, и утверждал, что вернет огромное богатство обратно в Аккад. Он правил всего лишь девять лет до тех пор пока он не умер и его место занял его брат Маништушу (правил в 2271-2261 до н.э.). Есть некоторые предположения, что Маништушу привел к смерти своего брата, чтобы получить трон.
История вновь повторилась после смерти Римуша, и Маништушу пришлось подавлять распространившиеся по всей империи восстания, прежде чем приступить к управлению своими землями. Он улучшил торговлю, и согласно его письменам, он также вел торговлю на большом расстоянии с Маганом и Мелуххой (предположительно находившиеся в Верхнем Египте и Судане). Он также возглавил большие строительные проекты по всей империи, и предположительно был тем, кто заказал постройку Храма Иштар в Ниневии, который считался крайне впечатляющим образцом архитектуры.
Далее, он возглавил земельную реформу, и, судя по тому, что известно, улучшил империю его отца и брата. Сегодня в Лувре (Париж) можно увидеть Обелиск Маништушу, который описывал распределение земельных участков. Его смерть в некотором роде загадка, но, по мнению некоторых ученых, в том числе Лейка, "Маништушу был убит своими придворными с помощью цилиндрических печатей", хотя никаких определенных мотивов убийства предложено не было (111).
Нарам-Син: Величайший из Аккадских королей
Маништушу наследовал его сын Нарам-Син ( также Нарам-Суэн), который правил с 2261-2224 год до н.э. Как его отец и дядя до него, Нарам-Сину пришлось подавлять восстания по всей империи перед тем, как смог начать управлять страной, однако как только он начал, империя процветала под его правлением. В течение 36 лет своего правления он расширил границы империи, сохранял порядок внутри нее, улучшил торговлю, и лично выступал в походах со своей армией за пределы Персидского залива, и возможно даже в Египет.
Победная стела Нарам-Сина ( в настоящее время находящаяся в Лувре) празднует победу Аккадского монарха над Сатуни, королем Луллубеи ( племя в горах Загроса) и изображает Нарам-Сина возвышающегося на гору, топчущего тела своих врагов по образу и подобию бога. Как и его дедушка он провозгласил себя "королем четырех уголков вселенной", но в более смелой манере начал подписывать свое имя знаком, обозначающим себя богом наравне с любым из месопотамского пантеона.
Несмотря на его впечатляющее правление, которое считается расцветом Аккадской империи, последующие поколения ассоциирует его с Проклятьем Агады, литературным текстом ( месопотамского литературного жанра Нару) приписываемый к Третьей Династии Ура, но также текст мог был быть написан ранее. В нем рассказывается захватывающая история о попытке одного человека силой вырвать ответ у богов, и этим человеком является Нарам-Син. Согласно тексту, великий бог Энлиль отозвал свое благоволение из города Аккада и тем самым запретил другим богам входить в город и благословлять его своим присутствием.
Нарам-Син не знает, что он мог сделать такого, что могло бы вызвать такое недовольство, и поэтому он молиться, просит о знаках и предзнаменованиях, и впадает в депрессию продолжительностью в семь лет пока он ждет ответа от богов. Наконец, устав ждать, он собирает армию и и марширует к Храму Энлиля в Экуре города Ниппур, который он уничтожает. Он "приставляет свои лопаты к его корням, свои топоры к фундаменту, пока храм, подобно мертвому солдату, не падает ниц" (Лейк, 106).
Эта атака, конечно же, провоцирует гнев не только Энлиля но и других богов, которые отправили гутеев, "людей, которые не знают запретов, с человеческими инстинктами, но собачьим интеллектом и обезьяньими чертами" (Лейк, 106), вторгнуться в Аккад и разрушить его. После вторжения гутеев распространился голод, мертвые остаются гнить на улицах и в домах, а город в руинах, и таким образом, согласно рассказу приходит конец Аккаду и Аккадской империи, жертве высокомерия одного короля перед лицом богов.
Однако, нет никаких исторических записей того, что Нарам-Син когда-либо провоцировал насильственное сокращение Экура в Ниппуре или разрушение храма Энлиля, и считается, что Проклятье Агады было более поздним произведением, написанным для выражения " идеологической озабоченности в правильном взаимоотношении между богами и абсолютным монархом" (Лейк, 107), чей автор выбрал Аккад и Нарам-Сина в качестве сюжетов из-за их, к тому времени, легендарного статуса . Согласно историческим записям, Нарам-Син почитал богов, был изображен рядом с ними в храмах и был унаследован своим сыном Шаркалишарри, который правил с 2223-2198 год до н.э.
Упадок Аккада
Правление Шаркалишарри было трудным с самого начала, поскольку ему тоже пришлось приложить немало усилий для подавления восстаний после смерти своего отца, но в отличие от своих предков, казалось, ему не хватало способности поддерживать порядок и он не смог предотвратить последующие нападения на империю извне. Лейк пишет:
Несмотря на его попытки и военный успех, он не смог защитить свое государство от распада, и после его смерти, письменные источники иссякли во времена усиления анархии и неразберихи.(159)
Интересно, что известно, что "его самый значимый архитектурный проект была реконструкция Храма Энлиля в Ниппуре" и возможно это событие вкупе с вторжением гутинианцев и распространением голода породило более позднюю легенду, которая переросла в Проклятие Агады. Шаркалишарри вел почти непрерывную войну против эламитов, аморитов, вторгшихся гутиев, но именно вторжению гутиев чаще всего приписывают крах Аккадской империи и последовавший за этим темный век Месопотамии.
Однако последние исследования утверждают, что скорее всего изменение климата, которое способствовало голоду, и возможно разрыв торговых связей, ослабевшее империю до такой степени, что вторжения и восстания, которые в прошлом были подавлены, более не были так легко преодолимы. Два последних короля Аккада после смерти Шаркалишарри, Дуду и его сын, Шу-турул управляли только областью вокруг города, и редко упоминаются в связи с империей. С расцветом города Аккада его падение- загадка, и все, что известно на сегодняшний день это то, что однажды этот город существовал, чьи короли правили огромной империей, первой империей в мире, затем стал воспоминанием и легендой.